Инструментальная музыка

  • Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку. Широко распространена в классической музыке, джазе, электронной музыке,нью-эйдже, пост-роке и т. д.
  • Музыкальные альбомы разных исполнителей нередко содержат инструментальные композиции.

  •  Возраст наиболее древних музыкальных инструментов (флейт), найденных в пещере Холе-Фельс на юго-западе Германии, составляет около 40 тыс. лет. Плутарх поминает флейтиста Исмения, а за 500 лет до него Платон  отмечал, что горожане предпочитали инструментальную музыку, исполняемую на струнных (лиры, кифары), а в сельских районах – на духовых инструментах (свирели).
  • В России XII века само существование Кондакаря крюкового, а также археологические находки (например, в Сербии) свидетельствует о высоком состоянии развитии музыкального искусства славян.
  • В XIV веке инструментальное искусство продолжает развиваться. К примеру, «трубы, гобои, бубны, огромные котлы издавали столь могучие звуки, что казались более военною, чем церковною музыкой, но в этих звуках было столько гармонии и музыкальности, они стихали так постепенно и нежно и наконец исчезли в таком прекрасном, мужественном пении: «Gloria Patri et Filio» et caet., что мы были поражены в высшей степени».
  • Однако тезис РПЦ – «Инструменты, не имеющие ни души ни жизни, не могут хвалить Бога» – уже к началу XVII века привел при своей реализации к состоянию, которое описывает Пётр Петрей: «Когда играют свадьбу… бывает много музыкантов, которые поют многие бесстыдные и похабные песни, при том играют на трубах, тромбонах, дудках и сопелках, а иногда бьют и в барабаны: из этого выходит удивительная и необыкновенная музыка, такая же приятная, как собачий вой, а москвитяне очень рады и довольны, думая, что лучше и приятнее её и на свете нет, потому что не слыхали никакой, кроме этой, меж тем как всякого пронимает страх и дрожь, когда он её слышит»; а логический конец развитию инструментальной музыки положил патриарх, распорядившийся с одобрения царя Михаила Романова все инструменты изъять и сжечь за Москвою-рекой.
  • В самом конце XVII века И.-Г. Корб отмечал, что «находящиеся у них иностранные артисты нравятся москвитянам только до тех пор, пока играют; но лишь только удовлетворят их своей игрой, то тотчас в покровителях этих артистов пробуждается скупость, и москвитяне ни за что не соглашаются покупать удовольствие, продолжающееся только несколько часов, на годичные расходы… Военная музыка своей игрой скорее наведёт тоску, чем возбудит воинский восторг. Скорее играют погребальную, а не воинскую песнь, так как они не умеют применять музыку к более благородным побуждениям. У москвитян музыкальные инструменты, по большей части, трубы и литавры»
  • Только в эпоху Петра Великого инструментальная музыка начинает возрождаться, но уже под сильным западным влиянием.