Струнный квартет.

  • Струнный квартет — жанр академической музыки, произведение для четырёх смычковых инструментов (как правило — двух скрипок, альта и виолончели), а также музыкальный коллектив соответствующего состава, исполняющий такие произведения. Струнный квартет — наиболее распространённая разновидность квартета, хотя пользуются популярностью и некоторые другие составы (фортепианный квартет, квартет деревянных духовых).


    • Струнные квартеты Моцарта
            Среди множества камерных ансамблей Моцарта (всевозможные трио, квартеты, квинтеты)       выделяются именно струнные квартеты.

    Моцарт в квартетном жанре – ученик Гайдна, хотя он начал писать струнные ансамбли задолго до их знакомства и создал немало красивой и приятной музыки. Но трудно сравнивать с этими ранними сочинениями шесть квартетов, сочиненных в 1781-85 году и посвященных «дорогому другу Гайдну» Это произведения рассчитаны не просто на профессионалов, но даже на своеобразную элиту – они адресованы великому композитору, который в состоянии оценить все тонкости формы, гармонии и полифонии. Естественно, и исполнять их должны были знатоки своего дела. Очень выделяется «Диссонантный квартет» До-мажор с необычным медленным вступлением первой части, где слышатся резкие гармонические перечения. Квартет Соль-мажор завершается финалом–фугой, предвосхищающей финал симфонии «Юпитер».

    Особо популярен ре-минорный квартет К.421. Это музыка о жизни и смерти, об их таинственном единстве и противостоянии. Справедливость такого прочтения подтверждается и использованием в квартете традиционных фигур и оборотов, связанных с образами скорби и страдания. В первой части это ритм, напоминающий о траурном марше (но в лирическом преломлении), нисходящая линия баса, хроматизмы. Медленная часть скорее сумрачна, хотя написана в мажоре. Менуэт напоминает соответствующую часть из симфонии соль минор: та же неквадратность, резкий драматизм и полное отсутствие галантной  танцевальности. Финал – вариации на тему в жанре сицилианы. Хотя сицилиана привносит бытовой оттенок, она может трактоваться и как завораживающе-жутковатый танец смерти (danse macabre).

    После «гайдновских» Моцарт в 1790 году написал еще три так называемых «прусских» квартета (по заказу прусского короля Фридриха Вильгельма II, игравшего на виолончели). В техническом отношении они стоят на том же уровне, что и «гайдновские», но по содержанию явно проще: композитор старается не отпугнуть слушателей с первых же тактов ни сложностью гармонии, ни полифоническими изысками.

    Данные квартеты Моцарта, в свою очередь, сказались на более позднем гайдновском ор.76. Но у Моцарта в целом больше личной экспрессии.

    Этот квартет явно повлиял на поздние квартеты Гайдна (ре минор и ре мажор из ор.76). Но Гайдн, конечно же, не достигает такой степени психологического драматизма и исповедальной откровенности.




    • Струнный квартет Бетховена.
    Последние квартеты Бетховена до сих пор вызывают полемику, в их музыке принято усматривать предвестие некоторых важных принципов организации тематизма, ритма, гармонии, получивших развитие в XX веке
    В поздних квартетах сосредоточены глубокие раздумья Бетховена о жизни и смерти, радости и страдании, о человеке и его назначении в мире. Поэтому особое значение приобретают не драматические, конфликтные, полные борьбы сонатные аллегро, как в «героические годы», а медленные части — философские монологи, в которых подчас преобладает интеллектуальное начало. С ними соседствуют грубоватые, простонародные скерцо, насыщенные то терпким юмором, то деревенской наивностью. Величественные фуги, заставляющие вспомнить Генделя, сменяются трепетными лирическими мелодиями, ассоциирующимися с Шубертом и даже Вагнером. Вместо классической стройности четырехчастной формы — свобода построения, необычные сочетания контрастных жанров. «Он сочиняет в радостном исступлении и в исступленной радости», — говорит один из друзей. Его здоровье? В разгаре лета он пишет из Бадена Карлу: «Со вчерашнего дня я ничего не ем, кроме супа, нескольких яиц и чистой воды; язык у меня совсем желтый; без укрепляющих либо слабительных желудок мой никогда не поправится, несмотря на этого комедианта доктора». Три из последних квартетов были заказаны князем Николаем Борисовичем Голицыным; в качестве виолончелиста он играл в Санкт-Петербургском квартете; в мае 1823 года условились о плате — пятьдесят дукатов за каждый квартет. Должно быть, сам князь Голицын не без удивления принял эти сочинения, столь таинственные на первый взгляд, в которых композитор запечатлел самые сокровенные свои думы.
    Поздний Бетховен мало считается с принятыми в исполнительской практике условностями (характерный штрих: узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности в его квартете, Бетховен воскликнул: «Какое мне дело до их скрипок, когда во мне говорит вдохновение!»). Он испытывает особое пристрастие к крайне высоким и крайне низким инструментальным регистрам, к сложным, часто в высшей степени изощренным полифоническим и вариационным формам.
    Квартет существовал около 50 лет, исполнил более 600 произведений, записал в студиях звукозаписи более 200 произведений мировой и русской классики. Особенно прочным и долгим было сотрудничество Квартета имени Бетховена с Дмитрием Шостаковичем, продолжавшееся с 1938 г. до смерти композитора: Квартет был первым исполнителем большинства квартетов Шостаковича, который посвятил третий и пятый квартеты Квартету имени Бетховена в целом, а квартеты с одиннадцатого по четырнадцатый — каждому участнику Квартета в отдельности (11-й — В. Ширинскому, 12-й — Цыганову, 13-й — Борисовскому, 14-й — С. Ширинскому). Квартет прекратил своё существование в начале 1990-х гг.


    •  Струнный квартет Гайдна.
    Франц Йозеф Гайдн. Струнный квартет № 65 в ми-бемоль мажор (Оп. 76 № 6) (1797)

    Коллекция струнных квартетов, вошедших в опус 76, представляют вершину камерной музыки Гайдна и демонстрируют, почему композитор заслуживает того, чтобы называться "отцом струнного квартета".
    Самым необычным и изобретательным из них, возможно, является последний шестой квартет, который отходит от им же установленной "классической" структуры квартета, во второй медленной части имеет форму "Фантазии", содержащей много гармонических
    сюрпризов.